Детский сад № 4 «Лукоморье» - филиал Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Алмазик»
678170, Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, г. Мирный, ул. Солдатова 2/2
Наименование проекта |
Play games - диалог культур |
||
Анализ социокультурной ситуации |
Исторически сложилось, что Мирнинский район является многонациональным районом Республики Саха (Якутия), так как в 50-е годы XX века в момент развития алмазодобывающей промышленности в г. Мирный устремились специалисты со всех Республик стран СНГ и в данный момент люди приезжают сюда из разных регионов России в поисках работы. Дети, привезенные сюда родителями с разных уголков нашей страны и оторванные таким образом от своих родных корней, не имеют возможности изучать культуру и традиции своего народа, постоянно находятся в поликультурном сообществе. Так, по наблюдениям воспитателей детских садов, в группах имеется недопонимание между детьми из-за языкового барьера, непринятие из-за внешнего вида, одежды ребенка, возникают конфликты. И если эти проблемы не решать еще в дошкольном возрасте, они переходят вместе с детьми в школу и далее «взрослеют» с ними. Именно в дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы к позитивной информации, в этом возрасте закладывается «фундамент» личности, поэтому так важно содействовать этнокультурному воспитанию в дошкольном возрасте. Так, в детском саду № 4 «Лукоморье» 269 воспитанников, из них 134 русских, 83 якута, 17 бурят, 12 киргиз, 5 башкир, 5 узбек, 4 татар, 2 эвенка, 2 армян, 1 казах, 1 тувинец, 1 азербайджанец, 1 осетин, 1 уйгур (см. пункт 9.1.). В размещенной в п. 9.1. статьи "Модели развития межкультурной чувствительности" приведена модель М. Беннета, в соответствии с которой у ребёнка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу. Детский сад № 4 «Лукоморье» имеет накопленный опыт: с 2015 года педагогический коллектив целенаправленно занимается вопросами этнокультурного воспитания детей через создание авторских игр, пособий, демонстрационного материла, создание детской ассамблеи народов, проведение национальных праздников народов, проживающих в Мирнинском районе. Актуальность данного проекта состоит в объединении интереса ребенка к инновационным технологиям и изучения культуры своего народа и культуры народа своего сверстника. Проект будет иметь значительный социальный эффект, так как через восприятие детей будет воздействовать и на их родителей. Ведь, через своих детей, взрослые, также учатся толерантности, начинают видеть мир «глазами детей». Использование традиций и обычаев разных народов через средства виртуальной реальности в формировании этнокультурной воспитанности дошкольников позволит оказать влияние на социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие детей. |
||
Проблематика проекта |
Возросшая потребность поликультурного общества по приобщению детей дошкольного возраста к мировой культуре через национальную, этническую и нереализуемые возможности сложившейся системы образовательного процесса детского сада в распространении данного опыта; необходимость этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в поликультурном обществе и недостаточность теоретико-методологических основ проблемы, малая изученность психолого-педагогических особенностей данного процесса; необходимость построения целесообразной этнопедагогической образовательной среды в детском саду и отсутствие методических разработок. |
||
Цель, задачи проекта |
Цель: Содействие этнокультурному воспитанию детей в возрасте от 5 до 8 лет, посещающих детские сады № 4 "Лукоморье" в г. Мирный, № 47 "Лесная сказка" в п. Айхал, № 19 "Кэнчээри" в с. Тас-Юрях через игровую и творческую деятельность. Задачи: 1. Создание материально-технической и информационной базы для виртуального пространства. 2.Организация культурно-познавательной деятельности виртуального этнокультурного пространства для детей от 5 до 8 лет. 3. Организация информационного сопровождения проекта. |
||
Основная идея проекта |
Данный проект направлен на содействие этнокультурному воспитанию детей в возрасте от 5 до 8 лет детских садов № 4 "Лукоморье" в г. Мирный, № 19 «Кэнчээри» в с. Тас-Юрях, № 47 «Лесная сказка» в п. Айхал. В рамках проекта будет создано мобильное виртуальное этнокультурное пространство для проведения образовательных социокультурных мероприятий для детей. Не менее 250 воспитанников станут участниками проекта. Уникальность проекта состоит в том, что благодаря организации познавательной деятельности дошкольников от 5 до 8 лет через эффективный интерактивный метод современными средствами виртуальной реальности, привлекающими внимание современных детей, появится возможность гармонизировать взаимоотношения между сверстниками разных национальностей, приобщить детей к социокультурным нормам, традициям разных народов, содействовать воспитанию толерантности, уважения к традициям и особенностям культуры народов. Проект будет иметь значительный социальный эффект, так как через восприятие детей будет воздействовать и на их родителей. Мобильная интерактивная площадка станет уникальным пространством для визуализации национальных культур, обычаев разных народов. Реализация проекта повысит доступность культурно-образовательных услуг для детей – дошкольников, проживающих в отдаленных труднодоступных поселках Мирнинского района. В дальнейшем, проект планируется масштабировать на другие детские сады Мирнинского района |
||
Инновационность |
Инновационность проекта представляет собой создание мобильного интерактивного этнокультурного пространства для детей г. Мирного и отдаленных труднодоступных поселков Мирнинского района, которое обеспечивает благоприятные условия развития каждого ребенка с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, склонностей, способностей и творческого потенциала на основе духовно-нравственных и социальнокультурных ценностей не только своего народа, но и других народностей, проживающих на территории Мирнинского района. Для данного проекта в качестве инструмента выбрана именно визуализация и интерактивный формат мероприятий, так как современному ребенку, чтобы воспринять информацию необходимо увидеть и потрогать. Также учтена возможность «мобильности» такого пространства, так как его использование в детских садах отдаленных труднодоступных поселков (п. Айхал, с. Тас-Юрях) повысит доступность культурнообразовательных услуг для детей – дошкольников. А погружение в многообразие национального колорита через современные цифровые технологии, визуализацию яркого современного 3D-материала позволит ребенку расширить представления о культурах народов. |
||
Этапы реализации проекта |
Организационно подготовительный Создание материально-технической и информационной базы для виртуального пространства |
||
Механизм реализации |
1. Подготовка помещения для игровой площадки виртуальной реальности этнокультурного воспитания дошкольников. 2. Приобретение и установка нового оборудования для игровой площадки виртуальной реальности этнокультурного воспитания дошкольников. 3. Разработка информационно-образовательного материала и его апробация с воспитанниками детского сада от 5 до 8 лет. 4. Размещение и установка имеющегося материально-технического оборудования на базе детского сада. |
||
Этапы реализации проекта |
Практико-ориентированный Организация культурно-познавательной деятельности виртуального этнокультурного пространства для детей от 5до 8 лет
|
||
Механизм реализации |
1. Проведение занятий для воспитанников детского сада от 5 до 8 лет в игровой площадке виртуальной реальности этнокультурного воспитания дошкольников. 2. Проведение развлечений для воспитанников детского сада от 5 до 8 лет в игровой площадке виртуальной реальности этнокультурного воспитания дошкольников 3. Проведение национальных праздников для воспитанников детского сада от 5 до 8 лет в игровой площадке виртуальной реальности этнокультурного воспитания дошкольников. 4. Информирование общественности об открытии игровой площадки виртуальной реальности этнокультурного воспитания дошкольников на базе детского сада |
||
Этапы реализации проекта |
Аналитический Оценка и анализ результатов проекта |
||
Механизм реализации |
1.Мониторинг этнокультурной компетентности детей от 5 до 8 лет и сводный анализ. |
||
Дорожная карта реализации проекта |
Сроки |
Ожидаемый результат |
Нормативный документ (при наличии) |
Задача N 1 Создание материально- технической и информационной базы для виртуального пространства |
01.05.2023-01.10.2023 г |
Подготовлены специально отведенные помещения детских садов. 2 работника по договору с АН ДОО "Алмазик" смонтировали стационарную внутреннюю электропроводку для разветвлённой системы электроснабжения интерактивного оборудования. |
Акт о готовности помещения и интерактивного оборудования для эксплуатации в детских садах |
Мероприятия N 1 Приобретение и установка нового оборудования для мобильного интерактивного этнокультурного пространства в детском саду № 4 в г. Мирный
|
01.05.2023-01.10.2023 г |
Приобретено и доставлено необходимое оборудование для мобильного интерактивного пространства в количестве 7 единиц. Системный администратор оборудование установил в специально отведенном помещении детского сада № 4 и провел настройку программ. |
Сертификаты на интерактивное оборудование |
Мероприятия N 2 Транспортировка интерактивного оборудования из детского сада г. Мирный в детский сад в с. Тас-Юрях |
01.02.2024 г |
Мобильное интерактивное оборудование размещено в специально отведенном помещении в детском саду с. Тас-Юрях, настроено и готово к использованию.
|
Транспортные накладные |
Мероприятия N 3 Транспортировка интерактивного оборудования из с. Тас-Юрях в п. Айхал |
01.04.2024 г |
Мобильное интерактивное оборудование размещено в специально отведенном помещении в детском саду № 47 в п. Айхал, настроено и готово к использованию. |
Транспортные накладные |
Мероприятия N 4 Транспортировка интерактивного оборудования из детского сада № 47 п. Айхал в детский сад № 4 г. Мирный |
01.06.2024 г |
Мобильное интерактивное оборудование размещено в специально отведенном помещении в детском саду № 4 в г. Мирный, настроено и готово к использованию
|
Транспортные накладные |
Задача N 2 Организация культурно- познавательной деятельности виртуального этнокультурного пространства для детей от 5 до 8 лет. |
В соответствии с планом РПВ детского сада |
Проведение национальных праздников для воспитанников детских садов - участников проекта пространства для детей от 5 в мобильном интерактивном этнокультурном пространстве |
План РПВ детского сада |
Мероприятия N 1
Проведение занятий для воспитанников детских садов - участников проекта в мобильном пространства для детей от 5 до 8 лет интерактивном этнокультурном пространстве
|
01.09.2023 01.12.2024 |
Проведено не менее 150 занятий для 250 воспитанников детских садов участников проекта (№ 4 "Лукоморье" в г. Мирный, № 19 "Кэнчээри в с. Тас-Юрях, № 47 "Лесная сказка" в п. Айхал) по культуре, быту и народно-прикладному искусству разных народов специалистами по внедрению инновационных технологий (1 раз в неделю для каждой возрастной группы). Повысились показатели этнокультурной компетентности воспитанников: сформированность устойчивого эмоционального интереса–отношения, наличие эмпатии и уважительного отношения при взаимодействии в этнокультурном образовательном пространстве, осознание этнической идентичности, умение использовать этнокультурные знания, умения, навыки в условиях этнокультурного образовательного пространства. Занятия проведены 2 специалистами по внедрению инновационных технологий (членами команды проекта) посменно. |
Тематический и календарный планы, конспекты мероприятий и занятий |
Мероприятия N 2 Проведение национальных праздников для воспитанников детских садов - участников проекта пространства для детей от 5 до 8 лет в мобильном интерактивном этнокультурном пространстве
|
01.01.2023 01.12.2024 |
Проведено 5 национальных праздников для 250 воспитанников детских садов - участников проекта (№ 4 "Лукоморье" в г. Мирный, № 19 "Кэнчээри в с. Тас-Юрях, № 47 "Лесная сказка" в п. Айхал) специалистами по внедрению инновационных технологий. Благодаря проведению этих мероприятий развился устойчивый интерес к познанию и принятию культурных национальных ценностей. Возрос интерес воспитанников к знакомству с культурами других народов и желание принимать участие в мероприятиях. Праздники проведены 2 специалистами по внедрению инновационных технологий, членами команды проекта. |
Сценарии мероприятий и праздников |
Мероприятия N 3 Организация и проведение I Детского фестиваля культур
|
Май 2024 г. |
Проведен I Детский фестиваль культур на базе детского сада № 4 в г. Мирный. В Фестивале всего приняло участие не менее 60 участников проекта, а также не менее 30 родителей детей - участников проекта. Проведение фестиваля Позволило детям и родителям повысить уровень знаний о культуре народов, проживающих в Мирнинском районе, увидели вовлеченность и интерес своих детей к деятельности по проекту. |
Сценарий, отзывы участников |
Задача N 3 Организация информационного сопровождения проекта. |
01.01.2023г 01.12.2024 г
|
Публикация на ресурсах информационных партнеров о старте проекта
|
Публикации |
Мероприятия N 1 Публикация на ресурсах информационных партнеров о старте проекта |
01.01.2023г 01.12.2024 г
|
Публикация на ресурсах информационных партнеров о старте проекта (не менее 3 публикаций на ресурсах информационных партнеров о старте проекта) (см. Письма поддержки) |
Публикации |
Мероприятия 2 Разработка информационно- образовательного материала и его апробация с воспитанниками детского
|
01.01.2021г 01.12.2024 г
|
Разработан информационно- образовательный материал: интерактивные дидактические игры,занятия, экскурсии для воспитанников от 4 до 8 лет и информационно- консультационный материал для родителей под руководством куратора по разработке информационно- образовательногоматериала. Проведена апробация в детском саду № 4 в г. Мирный |
Тематические разработки, конспекты на информационных носителях |
Мероприятия 3 Публикация на ресурсах информационных партнеров о результатах проекта
|
01.12.2024 г
|
Размещено не менее 3 публикаций на ресурсах Информационных партнеров (см. Письма поддержки).
|
Публикации |
Предполагаемые результаты |
Реализация проекта позволит повысить показатели этнокультурной компетенции у детей, содействовать формированию у детей установки позитивного восприятия этнического и конфессионального многообразия, приобщить детей к социокультурным нормам, традициям разных народов нашего государства, содействовать воспитанию толерантности, уважения к традициям и особенностям культуры народов. У детей сформируется адекватное отношение к себе как члену этноса, положительное отношение к родному языку, истории и культуре своего народа. (опрос родителей). В группах при общении детей станет меньше конфликтов (наблюдения воспитателей-описание). В дальнейшем проект планируется масштабировать на другие детские сады (филиалы АН ДОО "Алмазик") Мирнинского района (не менее 2 детских садов) с расширением целевых групп проекта: воспитанников других детских садов, родителей воспитанников. В рамках этнокультурной деятельности планируется проведение детских этнофестивалей, конкурсов с участием воспитанников всех детских садов Мирнинского района. |
||
Критерии оценки предполагаемых результатов |
Диагностический материал, разработанный ведущим специалистом по мониторингу и качеству образования АН ДОО «Алмазик» Литвиненко И.М. по следующим критериям и показателям: · повышение этнокультурной компетенции у детей; · повышение показателей этнокультурной компетентности педагогов детского сада и взрослой аудитории; · включенность родителей в этнокультурную деятельность детского сада; · оснащение развивающей предметно пространственной среды; · участие детского сада в мероприятиях разного уровня по теме проекта; взаимодействие с общественными организациями города по теме проекта. |
||
Кадровое обеспечение |
Руководитель Проекта – Калинина Ольга Викторовна Комментарий: Руководитель проекта осуществляет работу по проекту, составляет календарный и перспективный планы работы. Контролирует весь процесс реализации проекта: организацию пространства для реализации проекта, косметический ремонт, транспортировку интерактивного оборудования, оснащение оборудованием, организацию запланированных мероприятий в рамках проекта, проведение анализа по реализации проекта, подведению итогов и отчетов. Куратор по разработке информационно- образовательного материала. Комментарий: Осуществляет работу по проекту, контролирует и корректирует выполнение планов. Контролирует процесс разработки планов мероприятий проекта, дидактического, методического материала, обеспечивает методическую помощь специалистам по внедрению инновационных технологий, занимается анализом реализации проекта, подведением итогов, результатов проекта. Системный Администратор Комментарий: Осуществляет работу по проекту, заниматься начальной настройкой и установкой оборудования игровой площадки, программного обеспечения, текущим обслуживанием оборудования. Специалисты по внедрению инновационных технологий/ педагоги специалисты детского сада Комментарий: Проводят основные мероприятия проекта: 150 интерактивных занятий по культуре, быту и народно-прикладному искусству разных народов, 5 национальных праздников для не менее 250 воспитанников детских садов. Каждый из специалистов будет осуществлять работу по проекту |