АН ДОО «Алмазик» 

Автономная некоммерческая дошкольная образовательная организация «Алмазик»

Инновационный проект дс 11 Теремок

Инновационный проект дс 11 Теремок

Детский сад № 11 «Теремок» - филиал Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Алмазик»


678170, Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, г. Мирный, ул. Советская д. 16.


_____________________________________________________________________________

 

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

 

Наименование проекта

Проект «Полилингвальный детский сад» - воспитание детей дошкольного возраста с учетом особенностей многонациональной республики.

Анализ социокультурной ситуации

Мирнинский район образован 12 января 1965 г. в связи с началом разработки алмазных месторождений. Расположен в западной части Республики Саха (Якутия). Общая площадь территории – 165,8 тыс. кв. км. Расстояние от Мирного до Якутска - 1207 км. В административно-территориальном составе – 9 населенных пунктов. На 1 января 2018 года численность населения город составляет около 35 376. Проживает всего около 30 национальностей.

Административный центр – город Мирный. Компактный, уютный город – с многонациональным населением, хранящий в памяти неповторимую историю своего становления и своих современников, тружеников алмазодобывающей промышленности.

В городе насчитывается около 300 объектов социального значения. В Мирном находятся музей кимберлитов, ботанический сад, краеведческий музей, Свято-Троицкий храм, спорткомплекс “Кимберлит” с ледовой ареной и стадионом, детский дворец спорта, бассейн «Кристалл», природный парк «Живые алмазы Якутии», есть в городе и библиотеки, детская школа искусств с небольшой картинной галереей, центр дополнительного образования детей, Дворец культуры "Алмаз", МПТИ (ф) СВФУ, стадион «Триумф» и др.

Сеть общего среднего образования г. Мирного представлена 5 -ю средними общеобразовательными учреждениями, политехническим лицеем, православной школой, центром дополнительного образования. В системе образовательных учреждений района работает 29 детских сада – филиала Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Алмазик» созданной 14 декабря 2012 года.

Детский сад № 11 «Теремок» - филиал АН ДОО «Алмазик» расположен в центре города. Здание детского сада типовое, каменное, двухэтажное, стоящее внутри жилого комплекса; имеет все виды благоустройства. Ближайшее окружение – ДК «Алмаз», научно-исследовательский и проектный институт «Якутнипроалмаз», площадь Ленина, городской парк. Детский сад посещают дети разных национальностей.

Проблематика проекта

Мирнинский район, Республики Саха (Якутия) – многонациональный и многоконфессиональный район. Проблемой является, что в Мирнинском районе проживают семьи, в которых дети воспитываются в условиях двуязычия и многоязычия. В связи с утратой родного языка не в каждой семье могут обеспечить полноценное воспитание ребёнка, приобщение его к национальной культуре, родному языку. Решение данной проблемы требует разработки и реализации образовательных программ разного уровня и направленности с учётом региональных и этнокультурных особенностей на основе требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Философские основания

Актуальность формирования профессионально значимых компетенций у педагогов для обучения дошкольников родному языку в условиях полилингвизма детерминирована необходимостью разработки инновационных технологий, подходов и научно-методического обеспечения для решения целей и задач полилингвального образования дошкольников в условиях диалога культур, многоязычия, которые, в соответствии с Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 года «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», должны быть ориентированы на сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации. Иначе говоря, чрезвычайно важно совершенствование системы обучения в общеобразовательных учреждениях в целях сохранения и развития культур и языков народов России наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям; введение в программы общеобразовательных учреждений образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов России; использование в системе образования двуязычия и многоязычия как эффективного пути сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества. Сохранению и возрождению родных зыков способствует правильно организованная система полилингвального образования с дошкольного возраста. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается.

О важности приобщения ребенка к языкам и традициям своей родины, края, где он растет написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Именно акцент на знание языка и истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Живя в современном обществе, мы не должны забывать о родном языке, об истории родного края, его истоках, богатых традициях, обычаях. Малая Родина у каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет многое, если не сказать – все. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы или навсегда, человек вспоминает их с теплом, а, живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Очень важно прививать детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, малой родины так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Вопрос изучения дошкольниками основ культуры народов Якутии относится к числу наиболее актуальных, поскольку затрагивает важнейшую проблему гармонии Человека и Природы, потому как без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Возникает острая необходимость в изучении своей Малой Родины, где ребенок родился и живет, где ходит в свой любимый детский сад.

Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их город - это частица Родины. Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему родному краю, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Что же касается национального, интернационального, общечеловеческого, то, наш взгляд совпадает с точкой зрения с С.А.Козловой, которая считает, что эти понятия взаимосвязанные и взаимообогащающие, если их искусственно не разделять. Как общечеловеческое всегда звучит на своем национальном языке, так и национальное становится значительнее, когда в нем прослеживается общее с другими культурами. Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью. Поэтому начинать нужно с приобщения к национальным ценностям (песни, язык, обычаи, традиции). Однако замыкание лишь на своей культуре обедняет нацию, и конкретную личность.

Психологическая концепция

Представления о собственной этнической принадлежности складывается у ребенка в течение 3-5 лет с рождения, что отражается в его отношении к миру, конкретной к языковой и социокультурной действительности.

Так, в исследованиях Ж. Пиаже, Э.К. Сусловой, О.Н. Юденко и других ученых было доказано, что дети 5 лет имеют представление о себе и о других этнических группах. Но такой компонент сознания, как дифференцированное отношение к себе и другим этническим группам, еще отсутствует. Развитие основных содержательных компонентов национального самосознания ребенка выражается в обогащении представлений о своем этносе, формировании соответствующих культурно-ценностных ориентаций и построении на этой основе личностно-позитивных отношений с представителями своего и других этносов.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражает специфику региона и самой образовательной организации. Данная специфика предполагает освоение региональных проектов, а также кружковых занятий по запросу родителей, желанию воспитанников. Данный компонент реализуется вне организованной образовательной деятельности в режимных моментах, соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста и используется для углубленного изучения образовательных областей через интеграцию, для дифференциации и индивидуализации учебных программ по возможности учреждения, особенностям и желаниям детей, и запросам родителей.

В современных условиях реформирования всей системы российского образования, возрождение и реализация, при этом национально-этнического потенциала, особую актуальность приобретает погружение в национальную духовную культуру, представляющую фундаментальную основу формировании молодого поколения.

Содержание образования

Содержательный компонент модели рассматривается через разработку образовательного проекта, которая включает организацию образовательной деятельности по обучению якутскому языку, английскому языку и эвенкийскому языку. А также обучению игре на хомусе, национальным видам спорта, настольным играм, проектной деятельности.

Отличительные особенности проекта - образовательный процесс представлен на основе самостоятельно разработанного пособия по комплексно - тематическим блокам «Якутский календарь».

v Углубление содержания и улучшения технологии работы по формированию основ целостной картины мира у детей дошкольников на основе интегрированных занятий по якутскому календарю при ориентации на ценности родного народа, индивидуально-творческое самовыражение детей на якутском, английском и эвенкийском языках.

v Формирование понятия возрождения и сохранения духовного наследия предков. Использование круглогодичного цикла традиций своего народа в образовательном процессе.

v Положительная динамика познавательных, психических процессов и личностных качеств детей.

v Наложение механизма образовательно-социального партнерства.

v Индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

v Гарантия охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.

Система работы рассчитана на три учебных года. Предполагает работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (с 4 до 7 лет).

Организационно-методическое сопровождение направлено на: создание педагогами развивающей этнокультурной среды, использование средств, форм и методов адекватных возрастным возможностям детей в этнокультурном образовании, разработку и внедрение диагностического инструментария, повышение языковой и этнокультурной компетентности педагогов.

Этапы реализации проекта

1-й этап – аналитический. Для реализации целей и задач проекта необходимо проанализировать ресурсное обеспечение: нормативно-правовое, программное, кадровое, информационное, социальное.

2-й этап – основной (практический). Разработка мероприятий по управлению ходом реализации проекта «Полилингвальный детский сад».

3-й этап. Заключительный. Оценка результатов реализации проекта. Обобщение и распространение педагогического опыта. Разработка методических материалов.

Дорожная карта реализации проекта

Сроки

Ожидаемый результат

Нормативный документ

(при наличии)

Задача 1. Разработать локально-нормативные акты.

Мероприятие 1. Нормативно-правовое и кадровое обеспечение.

Апрель-август 2020 г.

Изучение законодательных актов РФ и РС (Якутия), регламентирующих деятельность ДОО по реализации этнокультурного содержания образования.

Положение о творческой группе.

Годовой план ДОО (мероприятия по реализации проекта).

Договоры о сотрудничестве с социумом по взаимодействию в области этнокультурного образования.

Мероприятие 2.

Разработка проект «Полилингвальный детский сад».

Сентябрь 2020 г.

Утверждение образовательного проекта «Полилингвальный детский сад».

Проект «Полилингвальный детский сад».

Задача 2. Организационно-методическое сопровождение.

Мероприятие 1. Деятельность творческой группы по разработке и внедрению проекта «Полилингвальный детский сад»

Сентябрь 2020 г. – март 2024 г.

Разработка образовательного проекта «Полилингвальный детский сад» (обучение игре на хомусе, национальным настольным играм, реализация образовательных, творческих проектов этнокультурной направленности)

Положение о творческой группе.

Мероприятие 2. Методическая поддержка

Сентябрь – ноябрь 2022 г.

Разработка словаря для педагогов по тематическому пособию «Якутский календарь»

 

Годовой план работы детского сада № 11 «Теремок» - филиала АН ДОО «Алмазик»

Декабрь 2020 г – апрель 2024 г.

Обучающие семинары для педагогов по теме «Применение словаря для тематического пособия «Якутский календарь», тематические педсоветы. Обобщение педагогического опыта, мастер-классы. Методические рекомендации из опыта работы.

Задача 3. Психолого-педагогическое сопровождение обновления образовательной деятельности

Мероприятие 1. Образовательный процесс

2020 – 2024 г.

Реализация образовательного проекта. Разработка методических материалов. Обобщение и распространение педагогического опыта.

 

Мероприятие 2.

Создание этнокультурной среды по тематическому пособию «Якутский календарь» в соответствии с ФГОС ДО

2020 – 2024 гг.

Приобретение дидактических пособий, пополнение РППС дидактическими играми, игрушками, пособиями. Оснащение и пополнение техническими средствами обучения (ноутбуки, интерактивные доски, экраны, проекторы, магнитофоны и пр.) Вовлечение детей и родителей воспитанников в проектирование РППС группы

Приобретение якутских и эвенкийских национальных инструментов: күпсүүр, дьаҕа, хабарҕа, хомус, дүҥүр, чалыр...

 

Мероприятие 3. Конкурсы. Фестивали, праздники, тематические дни, традиции

2020 – 2024 гг.

Разработка и введение педагогических мероприятий для реализации содержания языковой и этнокультурной направленности в детском саду: День родного языка. Театральный мини-фестиваль по сказкам народов Севера и англоязычных сказок, конкурс развивающих «Видеоклипов» на трёх языках, проводение национальных праздников: праздник белого снега, «Бакалдын», «Ыһыах», «Таҥха», «Ньукуолун”.

Участие в ежегодных городских, районных конкурсах чтецов на якутском языке, на английском языке и на эвенкийском языке. «Праздник хомуса». Разучивание национальных хороводных танцев: разновидности осуохайа һээдьэ, дэвэдэйэ. Участие в конкурсах танцевального и вокального творчества, выставке творческих работ итд.

 

Задача 4. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников

Мероприятие 1. Родительские собрания

Сентябрь 2020 г. --февраль 2024г.

Образовательный проект «Полилингвальный детский сад» - воспитание детей дошкольного возраста с учетом особенностей многонациональной республики, «Этнокультурное воспитание в ДОО»

«Государственная политика в духовно-нравственном воспитании и этнокультурном образовании»

Положение о родительском собрании. Положение о родительском комитете детского сада.

Мероприятие 2.

Участие родителей в образовательной деятельности

2020 – 2024 гг.

Участие в творческих мастерских, выставках, праздниках, семинарах, круглых столах.

Совместные творческие, исследовательские проекты этнокультурной направленности.

 

Задача 5. Сетевое взаимодействие

Мероприятие 1. Изучение возможностей организации сотрудничества с общественными организациями.

Август 2020 г.– февраль 2025 г.

Привлечение потенциально заинтересованных партнёров: Центральная детская библиотека, ЦДО г. Мирный, ДК «Алмаз», СОШ №12 с углубленным изучением английского языка, Музеи «Кимберлит» и «3 D музей» и «Художественная галерея», Встреча с носителями языка т.п.

Детский сад № 11 «Подснежник» г. Якутск

МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад «Чипичакан»

 

Мероприятие 2.

Разработка и реализация планов совместной деятельности с социальными партнёрами

Август – октябрь 2022 г. - 2023

Заключение Договоров о сотрудничестве.

 

Задача 6. Мониторинг эффективности реализации проекта

Мероприятие 1.

Создание системы для диагностики языковой и этнокультурной компетентности воспитанников, педагогов и родителей

Август   2020 г.

- май 2022 г.

 

 

Разработка инструментария для диагностики языковой компетентности воспитанников по освоению образовательного проекта

 

 

Мониторинг состояния здоровья воспитанников

Ежегодно май, сентябрь

Определение, анализ, учет состояния здоровья воспитанников, своевременное реагирование и корректировка возможных негативных факторов

 

Мониторинг языковой и этнокультурной компетентности воспитанников

Ежегодно май, сентябрь

Определение языковых способностей и этнокультурной компетентности воспитанников

 

Мониторинг этнокультурной компетентности педагогов

Ежегодно май

Определение этнокультурной компетентности педагогических работников детского сада

 

Анкетирование родителей (законных представителей) качеством образовательной деятельности в детском саду

Ежегодно май

Анкетирование родителей (законных представителей0 воспитанников качеством предоставляемых услуг

 

Предполагаемые результаты

Эффективное включение педагогического коллектива в инновационный процесс по модернизации и реализации проекта «Полилингвальный детский сад»

Критерии оценки предполагаемых результатов

Нормативно-правовое обеспечение;

Наличие и качество реализуемых программ, проектной деятельности;

Оснащенность методическими, дидактическими материалами;

Организация и проведение конкурсов, фестивалей, праздников;

Участие воспитанников в конкурсах, фестивалях разных уровней этнокультурной направленности;

Участие педагогов в профессиональных конкурсах, семинарах этнокультурной направленности;

Участие родителей в реализации проекта;

Оснащенность РППС.

Кадровое обеспечение проекта

Педагоги детского сада:

1.Тимофеева Л.В. – преподаватель эвенкийского языка (образование высшее, АГИИК квалификация: руководитель этнокультурного центра, преподаватель)

2. Акимова Л.В. – преподаватель английского языка (образование высшее, ЯГУ им. М.К. Аммосова квалификация: филолог, преподаватель английского языка и литературы),

3. Кан Н. М. – преподаватель якутского языка (образование высшее, ЯККиИ квалификация преподаватель социокультурной деятельности, руководитель этно–художественного коллектива. Переквалификация – педагог дополнительного образования)

4. Воспитатели детского сада, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагоги ЦДО г. Мирного, сотрудники Центральной детской библиотеки, родители воспитанников.

Финансовое обеспечение проекта: источники и объемы финансирования (бюджетное, внебюджетное)

Финансирование учредителем – АК «АЛРОСА» (ПАО) и МО «Мирнинский район» в рамках утвержденного бюджета АН ДОО «Алмазик».

Добровольные пожертвования частных лиц (педагогические работники, родители воспитанников).

 

 

 

 

 

13.03.2023

Возврат к списку


ПнВтСрЧтПтСбВс

Оплата детского сада - Онлайн

Официальный информационный портал Республика Саха (Якутия)

Официальный сайт муниципального образования "МИРНИНСКИЙ РАЙОН"

Официальный интернет-портал ГосУслуг


мку мруо.jpg

Официальный сайт МКУ "Мирнинское районное управление образования"

Корпоративный сайт АК "Алроса"


1_mqa_zmxpfBmIA6gXKWavOA.jpeg



Яндекс.Метрика