Детский сад № 11 «Теремок» - филиал Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Алмазик»
678170, Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, г. Мирный, ул. Советская д. 16.
_____________________________________________________________________________
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Наименование проекта |
Проект «Полилингвальный детский сад» - воспитание детей дошкольного возраста с учетом особенностей многонациональной республики. |
||
Анализ социокультурной ситуации |
Мирнинский район образован 12 января 1965 г. в связи с началом разработки алмазных месторождений. Расположен в западной части Республики Саха (Якутия). Общая площадь территории – 165,8 тыс. кв. км. Расстояние от Мирного до Якутска - 1207 км. В административно-территориальном составе – 9 населенных пунктов. На 1 января 2018 года численность населения город составляет около 35 376. Проживает всего около 30 национальностей. Административный центр – город Мирный. Компактный, уютный город – с многонациональным населением, хранящий в памяти неповторимую историю своего становления и своих современников, тружеников алмазодобывающей промышленности. В городе насчитывается около 300 объектов социального значения. В Мирном находятся музей кимберлитов, ботанический сад, краеведческий музей, Свято-Троицкий храм, спорткомплекс “Кимберлит” с ледовой ареной и стадионом, детский дворец спорта, бассейн «Кристалл», природный парк «Живые алмазы Якутии», есть в городе и библиотеки, детская школа искусств с небольшой картинной галереей, центр дополнительного образования детей, Дворец культуры "Алмаз", МПТИ (ф) СВФУ, стадион «Триумф» и др. Сеть общего среднего образования г. Мирного представлена 5 -ю средними общеобразовательными учреждениями, политехническим лицеем, православной школой, центром дополнительного образования. В системе образовательных учреждений района работает 29 детских сада – филиала Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Алмазик» созданной 14 декабря 2012 года. Детский сад № 11 «Теремок» - филиал АН ДОО «Алмазик» расположен в центре города. Здание детского сада типовое, каменное, двухэтажное, стоящее внутри жилого комплекса; имеет все виды благоустройства. Ближайшее окружение – ДК «Алмаз», научно-исследовательский и проектный институт «Якутнипроалмаз», площадь Ленина, городской парк. Детский сад посещают дети разных национальностей. |
||
Проблематика проекта |
Мирнинский район, Республики Саха (Якутия) – многонациональный и многоконфессиональный район. Проблемой является, что в Мирнинском районе проживают семьи, в которых дети воспитываются в условиях двуязычия и многоязычия. В связи с утратой родного языка не в каждой семье могут обеспечить полноценное воспитание ребёнка, приобщение его к национальной культуре, родному языку. Решение данной проблемы требует разработки и реализации образовательных программ разного уровня и направленности с учётом региональных и этнокультурных особенностей на основе требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования. |
||
Философские основания |
Актуальность формирования профессионально значимых компетенций у педагогов для обучения дошкольников родному языку в условиях полилингвизма детерминирована необходимостью разработки инновационных технологий, подходов и научно-методического обеспечения для решения целей и задач полилингвального образования дошкольников в условиях диалога культур, многоязычия, которые, в соответствии с Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 года «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», должны быть ориентированы на сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации. Иначе говоря, чрезвычайно важно совершенствование системы обучения в общеобразовательных учреждениях в целях сохранения и развития культур и языков народов России наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям; введение в программы общеобразовательных учреждений образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов России; использование в системе образования двуязычия и многоязычия как эффективного пути сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества. Сохранению и возрождению родных зыков способствует правильно организованная система полилингвального образования с дошкольного возраста. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. О важности приобщения ребенка к языкам и традициям своей родины, края, где он растет написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Именно акцент на знание языка и истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Живя в современном обществе, мы не должны забывать о родном языке, об истории родного края, его истоках, богатых традициях, обычаях. Малая Родина у каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет многое, если не сказать – все. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы или навсегда, человек вспоминает их с теплом, а, живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Очень важно прививать детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, малой родины так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Вопрос изучения дошкольниками основ культуры народов Якутии относится к числу наиболее актуальных, поскольку затрагивает важнейшую проблему гармонии Человека и Природы, потому как без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Возникает острая необходимость в изучении своей Малой Родины, где ребенок родился и живет, где ходит в свой любимый детский сад. Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их город - это частица Родины. Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему родному краю, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Что же касается национального, интернационального, общечеловеческого, то, наш взгляд совпадает с точкой зрения с С.А.Козловой, которая считает, что эти понятия взаимосвязанные и взаимообогащающие, если их искусственно не разделять. Как общечеловеческое всегда звучит на своем национальном языке, так и национальное становится значительнее, когда в нем прослеживается общее с другими культурами. Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью. Поэтому начинать нужно с приобщения к национальным ценностям (песни, язык, обычаи, традиции). Однако замыкание лишь на своей культуре обедняет нацию, и конкретную личность. |
||
Психологическая концепция |
Представления о собственной этнической принадлежности складывается у ребенка в течение 3-5 лет с рождения, что отражается в его отношении к миру, конкретной к языковой и социокультурной действительности. Так, в исследованиях Ж. Пиаже, Э.К. Сусловой, О.Н. Юденко и других ученых было доказано, что дети 5 лет имеют представление о себе и о других этнических группах. Но такой компонент сознания, как дифференцированное отношение к себе и другим этническим группам, еще отсутствует. Развитие основных содержательных компонентов национального самосознания ребенка выражается в обогащении представлений о своем этносе, формировании соответствующих культурно-ценностных ориентаций и построении на этой основе личностно-позитивных отношений с представителями своего и других этносов. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражает специфику региона и самой образовательной организации. Данная специфика предполагает освоение региональных проектов, а также кружковых занятий по запросу родителей, желанию воспитанников. Данный компонент реализуется вне организованной образовательной деятельности в режимных моментах, соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста и используется для углубленного изучения образовательных областей через интеграцию, для дифференциации и индивидуализации учебных программ по возможности учреждения, особенностям и желаниям детей, и запросам родителей. В современных условиях реформирования всей системы российского образования, возрождение и реализация, при этом национально-этнического потенциала, особую актуальность приобретает погружение в национальную духовную культуру, представляющую фундаментальную основу формировании молодого поколения. |
||
Содержание образования |
Содержательный компонент модели рассматривается через разработку образовательного проекта, которая включает организацию образовательной деятельности по обучению якутскому языку, английскому языку и эвенкийскому языку. А также обучению игре на хомусе, национальным видам спорта, настольным играм, проектной деятельности. Отличительные особенности проекта - образовательный процесс представлен на основе самостоятельно разработанного пособия по комплексно - тематическим блокам «Якутский календарь». v Углубление содержания и улучшения технологии работы по формированию основ целостной картины мира у детей дошкольников на основе интегрированных занятий по якутскому календарю при ориентации на ценности родного народа, индивидуально-творческое самовыражение детей на якутском, английском и эвенкийском языках. v Формирование понятия возрождения и сохранения духовного наследия предков. Использование круглогодичного цикла традиций своего народа в образовательном процессе. v Положительная динамика познавательных, психических процессов и личностных качеств детей. v Наложение механизма образовательно-социального партнерства. v Индивидуальный подход к каждому воспитаннику. v Гарантия охраны и укрепления физического и психического здоровья детей. Система работы рассчитана на три учебных года. Предполагает работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста (с 4 до 7 лет). Организационно-методическое сопровождение направлено на: создание педагогами развивающей этнокультурной среды, использование средств, форм и методов адекватных возрастным возможностям детей в этнокультурном образовании, разработку и внедрение диагностического инструментария, повышение языковой и этнокультурной компетентности педагогов. |
||
Этапы реализации проекта |
1-й этап – аналитический. Для реализации целей и задач проекта необходимо проанализировать ресурсное обеспечение: нормативно-правовое, программное, кадровое, информационное, социальное. 2-й этап – основной (практический). Разработка мероприятий по управлению ходом реализации проекта «Полилингвальный детский сад». 3-й этап. Заключительный. Оценка результатов реализации проекта. Обобщение и распространение педагогического опыта. Разработка методических материалов. |
||
Дорожная карта реализации проекта |
Сроки |
Ожидаемый результат |
Нормативный документ (при наличии) |
Задача 1. Разработать локально-нормативные акты. |
|||
Мероприятие 1. Нормативно-правовое и кадровое обеспечение. |
Апрель-август 2020 г. |
Изучение законодательных актов РФ и РС (Якутия), регламентирующих деятельность ДОО по реализации этнокультурного содержания образования. |
Положение о творческой группе. Годовой план ДОО (мероприятия по реализации проекта). Договоры о сотрудничестве с социумом по взаимодействию в области этнокультурного образования. |
Мероприятие 2. Разработка проект «Полилингвальный детский сад». |
Сентябрь 2020 г. |
Утверждение образовательного проекта «Полилингвальный детский сад». |
Проект «Полилингвальный детский сад». |
Задача 2. Организационно-методическое сопровождение. |
|||
Мероприятие 1. Деятельность творческой группы по разработке и внедрению проекта «Полилингвальный детский сад» |
Сентябрь 2020 г. – март 2024 г. |
Разработка образовательного проекта «Полилингвальный детский сад» (обучение игре на хомусе, национальным настольным играм, реализация образовательных, творческих проектов этнокультурной направленности) |
Положение о творческой группе. |
Мероприятие 2. Методическая поддержка |
Сентябрь – ноябрь 2022 г. |
Разработка словаря для педагогов по тематическому пособию «Якутский календарь»
|
Годовой план работы детского сада № 11 «Теремок» - филиала АН ДОО «Алмазик» |
Декабрь 2020 г – апрель 2024 г. |
Обучающие семинары для педагогов по теме «Применение словаря для тематического пособия «Якутский календарь», тематические педсоветы. Обобщение педагогического опыта, мастер-классы. Методические рекомендации из опыта работы. |
||
Задача 3. Психолого-педагогическое сопровождение обновления образовательной деятельности |
|||
Мероприятие 1. Образовательный процесс |
2020 – 2024 г. |
Реализация образовательного проекта. Разработка методических материалов. Обобщение и распространение педагогического опыта. |
|
Мероприятие 2. Создание этнокультурной среды по тематическому пособию «Якутский календарь» в соответствии с ФГОС ДО |
2020 – 2024 гг. |
Приобретение дидактических пособий, пополнение РППС дидактическими играми, игрушками, пособиями. Оснащение и пополнение техническими средствами обучения (ноутбуки, интерактивные доски, экраны, проекторы, магнитофоны и пр.) Вовлечение детей и родителей воспитанников в проектирование РППС группы Приобретение якутских и эвенкийских национальных инструментов: күпсүүр, дьаҕа, хабарҕа, хомус, дүҥүр, чалыр... |
|
Мероприятие 3. Конкурсы. Фестивали, праздники, тематические дни, традиции |
2020 – 2024 гг. |
Разработка и введение педагогических мероприятий для реализации содержания языковой и этнокультурной направленности в детском саду: День родного языка. Театральный мини-фестиваль по сказкам народов Севера и англоязычных сказок, конкурс развивающих «Видеоклипов» на трёх языках, проводение национальных праздников: праздник белого снега, «Бакалдын», «Ыһыах», «Таҥха», «Ньукуолун”. Участие в ежегодных городских, районных конкурсах чтецов на якутском языке, на английском языке и на эвенкийском языке. «Праздник хомуса». Разучивание национальных хороводных танцев: разновидности осуохайа һээдьэ, дэвэдэйэ. Участие в конкурсах танцевального и вокального творчества, выставке творческих работ итд. |
|
Задача 4. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников |
|||
Мероприятие 1. Родительские собрания |
Сентябрь 2020 г. --февраль 2024г. |
Образовательный проект «Полилингвальный детский сад» - воспитание детей дошкольного возраста с учетом особенностей многонациональной республики, «Этнокультурное воспитание в ДОО» «Государственная политика в духовно-нравственном воспитании и этнокультурном образовании» |
Положение о родительском собрании. Положение о родительском комитете детского сада. |
Мероприятие 2. Участие родителей в образовательной деятельности |
2020 – 2024 гг. |
Участие в творческих мастерских, выставках, праздниках, семинарах, круглых столах. Совместные творческие, исследовательские проекты этнокультурной направленности. |
|
Задача 5. Сетевое взаимодействие |
|||
Мероприятие 1. Изучение возможностей организации сотрудничества с общественными организациями. |
Август 2020 г.– февраль 2025 г. |
Привлечение потенциально заинтересованных партнёров: Центральная детская библиотека, ЦДО г. Мирный, ДК «Алмаз», СОШ №12 с углубленным изучением английского языка, Музеи «Кимберлит» и «3 D музей» и «Художественная галерея», Встреча с носителями языка т.п. Детский сад № 11 «Подснежник» г. Якутск МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад «Чипичакан» |
|
Мероприятие 2. Разработка и реализация планов совместной деятельности с социальными партнёрами |
Август – октябрь 2022 г. - 2023 |
Заключение Договоров о сотрудничестве. |
|
Задача 6. Мониторинг эффективности реализации проекта |
|||
Мероприятие 1. Создание системы для диагностики языковой и этнокультурной компетентности воспитанников, педагогов и родителей |
Август 2020 г. - май 2022 г.
|
Разработка инструментария для диагностики языковой компетентности воспитанников по освоению образовательного проекта
|
|
Мониторинг состояния здоровья воспитанников |
Ежегодно май, сентябрь |
Определение, анализ, учет состояния здоровья воспитанников, своевременное реагирование и корректировка возможных негативных факторов |
|
Мониторинг языковой и этнокультурной компетентности воспитанников |
Ежегодно май, сентябрь |
Определение языковых способностей и этнокультурной компетентности воспитанников |
|
Мониторинг этнокультурной компетентности педагогов |
Ежегодно май |
Определение этнокультурной компетентности педагогических работников детского сада |
|
Анкетирование родителей (законных представителей) качеством образовательной деятельности в детском саду |
Ежегодно май |
Анкетирование родителей (законных представителей0 воспитанников качеством предоставляемых услуг |
|
Предполагаемые результаты |
Эффективное включение педагогического коллектива в инновационный процесс по модернизации и реализации проекта «Полилингвальный детский сад» |
||
Критерии оценки предполагаемых результатов |
Нормативно-правовое обеспечение; Наличие и качество реализуемых программ, проектной деятельности; Оснащенность методическими, дидактическими материалами; Организация и проведение конкурсов, фестивалей, праздников; Участие воспитанников в конкурсах, фестивалях разных уровней этнокультурной направленности; Участие педагогов в профессиональных конкурсах, семинарах этнокультурной направленности; Участие родителей в реализации проекта; Оснащенность РППС. |
||
Кадровое обеспечение проекта |
Педагоги детского сада: 1.Тимофеева Л.В. – преподаватель эвенкийского языка (образование высшее, АГИИК квалификация: руководитель этнокультурного центра, преподаватель) 2. Акимова Л.В. – преподаватель английского языка (образование высшее, ЯГУ им. М.К. Аммосова квалификация: филолог, преподаватель английского языка и литературы), 3. Кан Н. М. – преподаватель якутского языка (образование высшее, ЯККиИ квалификация преподаватель социокультурной деятельности, руководитель этно–художественного коллектива. Переквалификация – педагог дополнительного образования) 4. Воспитатели детского сада, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагоги ЦДО г. Мирного, сотрудники Центральной детской библиотеки, родители воспитанников. |
||
Финансовое обеспечение проекта: источники и объемы финансирования (бюджетное, внебюджетное) |
Финансирование учредителем – АК «АЛРОСА» (ПАО) и МО «Мирнинский район» в рамках утвержденного бюджета АН ДОО «Алмазик». Добровольные пожертвования частных лиц (педагогические работники, родители воспитанников). |