Детский сад № 13 «Карлсон» - филиал Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Алмазик»
678170, Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, г. Мирный, ул. Тихонова, д. 9.
_____________________________________________________________________________
Структура проекта
Наименование проекта |
«Город мастеров» («Baby skills» по стандартам WSR) |
||
Анализ социокультурной ситуации |
Детский сад № 13 «Карлсон» был открыт в 1985 году и расположен в спальном районе города Мирный, вдали от автодорог. В непосредственной близости находится детская площадка, школа искусств и общеобразовательная школа, политехнический институт. Детский сад является филиалом Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации «Алмазик». Детский сад посещает 227 детей. 65% родителей воспитанников являются работниками Акционерной компании «АЛРОСА» (ПАО). Наш город возведен на месте открытия первого в России коренного месторождения алмазов – трубки «Мир». Открытая в 1955 году трубка дала жизнь сначала рабочему поселку, а затем и городу. Наш город славится своими достопримечательностями и памятными местами, хотя с исторической точки зрения очень молод. В Мирном находятся единственный в мире уникальный музей кимберлитов, историко-производственный музей АК «АЛРОСА», Центр сортировки алмазов, где можно увидеть настоящие алмазы и выложенные из них панно. В последние годы в городе были построены новые спортивные объекты, соответствующие международным требованиям, а именно: Детский дворец спорта, Спортивный комплекс имени 60-летия Победы со стадионом и ледовой ареной. Сотни детей и взрослых ежедневно занимаются спортом и являются сторонниками здорового образа жизни. В городе функционирует МПТИ (ф) СВФУ, где студенты проходят обучение по различным специальностям. Институт готовит высококвалифицированных специалистов для Западной Якутии и Акционерной компании «АЛРОСА» – горных инженеров, а также математиков, филологов и юристов. Готовит институт и специалистов, которые будут работать в горной и нефтегазодобывающей отрасли. Главное богатство города – отнюдь не алмазы, а люди. На сегодняшний день в Мирном проживает около 40 тысяч горожан. Именно они добывают алмазы, строят дороги, возводят дома и создают семьи. Мирнинцы любят свой город, хранят трудовые традиции, заботятся о ветеранах и подрастающем поколении. |
||
Проблематика проекта |
В настоящее время наблюдается глубокое противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Понятие «профессиональная проба» традиционно определяется как профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности. «Профессиональная проба» в дошкольном возрасте определяется как необходимый элемент в построении индивидуальной траектории развития ребенка. На данный момент существуют ограничения в плане привлечения к образовательному процессу в детском саду профессионалов из других областей (инженер, ресторатор, гончар, специалист-мультипликатор, парикмахер и т.д). |
||
Цель, задачи проекта |
Краткосрочная цель: создание профессионально-ориентированной развивающей среды, направленной на развитие задатков и реализацию способностей детей дошкольного возраста в разных сферах деятельности. Долгосрочная цель: создание постоянно действующего полигона ранних профессиональных проб, в процессе которых, у дошкольника, обучаясь у профессионалов, есть возможность получить полное представление о современных профессиональных компетенциях с опорой на отечественный и международный опыт. Задачи:
|
||
Основная идея проекта |
Основной идеей нашего проекта является создание условий для ранней профориентации дошкольников и предоставление им необходимого объема знаний: естественно-научного, информационного-познавательного циклов с целью раннего определения их способностей и склонностей. В рамках реализации данного направления детский сад использует новую форму работы – создание центров ранней профориентации в группах, целью которых является знакомство дошкольников с профессиями алмазодобывающей промышленности и развитие детской познавательной инициативы, социальной активности. |
||
Инновационность |
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий. Профессиональная ориентация дошкольников – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого ребенка, для оказания ему помощи в разумном выборе профессии наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям. |
||
Этапы реализации проекта |
I этап (организационно-подготовительный): Разработка Положения о проведении чемпионата «Babyskills», разработка содержания образовательных модулей проведение мониторинга, разработка дорожной карты реализации проекта, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, взаимодействие с родителями воспитанников по организации экскурсий (в том числе виртуальных) на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
II этап (информационно-ознакомительный): ознакомление детей с выбранными в рамках реализации Проекта профессиями, формирование первоначальных навыков по выбранной профессии.
III этап (практико-деятельностный): реализация дорожной карты проекта через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий к созданию презентаций-знакомств с профессиями. IV этап (обобщающий): проведение мониторинга, анализ и обобщение опыта. |
||
Механизмы реализации |
На первом этапе реализации проекта нами были определены цель и задачи проекта, начат сбор материала по ознакомлению детей с профессиями, необходимого для реализации проекта, педагоги приступили к изготовлению дидактических игр и пособий, разработке технологических карт для организации игровой деятельности и разнообразных картотек (развивающих игр, бесед, пословиц и поговорок), был осуществлён подбор психолого-педагогической, познавательной литературы, музыкальных и художественных произведений и пополнение библиотеки детского сада, созданы передвижные тематические выставки. На практике в детском саду и дома в ходе реализации практической части проекта педагогические работники и родители воспитанников использовали разнообразные формы и методы работы с детьми по профориентации: экскурсии, наблюдения, рассказы, праздники и развлечения, самостоятельная и совместная художественно-творческая деятельность, чтение художественной и познавательной литературы, организация традиции «Встреча с интересным человеком». В ходе реализации проекта создаются новые центров профориентации, где ребёнок может упражнять себя в способности наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели в деятельности. Особое внимание в ходе реализации проекта уделяется игре, как ведущему виду деятельности дошкольников, важным аспектом в развитии ранней профориентации в детском саду стало оснащение развивающей предметно-пространственной среды - создание атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр, разработка авторских развивающих игр, в том числе отражающих наиболее значимые профессии для города Мирный. |
||
Дорожная карта реализации проекта |
Сроки |
Ожидаемый результат |
Нормативный документ (при наличии) |
Задача № 1 |
|
|
|
Мероприятие № 1 • Нормативно-правовое и кадровое обеспечение • Создание творческой группы. • Изучение методической литературы, ознакомление с правилами чемпионата «Baby skills» по стандартам WSR |
Ноябрь 2020 г. |
Разработать пакет нормативно- правовых документов Создана творческая группа.
|
Положение о творческой группе детского сада |
Мероприятие № 2 Повышение профессиональной компетентности по проблеме инновационной деятельности |
Декабрь 2020 г. |
Выявление готовности педагогов к внедрению инновации |
|
Мероприятие № 3 Разработка диагностического инструментария для оценивания результатов инновационной деятельности. |
Январь - март 2021 г. |
Анализ мониторинга возможных достижений воспитанников и результатов анкетирования родителей |
|
Мероприятие № 4 Ознакомление родителей с темой инновационной деятельности. |
Февраль -Март 2021 г. |
Ознакомление родителей с темой инновационной деятельности;
|
|
Мероприятие № 5 Проведение анкетирования родителей с целью выяснения их отношения к проекту. |
Февраль -Март 2021 г. |
Выявление готовности родительской общественности принять участие в реализации проекта |
|
Мероприятие № 6 Разработка Положения о проведении чемпионата «Babyskills»
|
Январь - март 2021 г. |
Разработано Положение о проведении I чемпионата «Babyskills» Техническое описание компетенции: • компетенции; • конкурсные задания; • критерии оценки. |
Положение о проведении I чемпионата «Babyskills» |
Мероприятие № 7 • Создание навигатора профессиональных направлений • Создание алгоритма знакомства детей с разными профессиями. |
Созданы: • Навигатор профессиональных направлений. • Алгоритм знакомства детей с профессиями.
|
|
|
Задача № 2 |
|
|
|
Мероприятие № 1 Работа педагога-психолога по выявлению индивидуальных психологических особенностей и склонностей. |
Март-апрель 2021 г. |
Выявление ранних профориентационных склонностей воспитанников |
|
Мероприятие № 2 Формирование первоначальных навыков по выбранной профессии |
постоянно |
Дети знают какие инструменты и оборудование необходимы для выполнения профессиональных обязанностей |
|
Мероприятие № 3 • Создание развивающей предметно-пространственной среды. • Организация центров профориентации (мастерских) в группах, подбор материала для их наполнения. |
постоянно |
• Создание развивающей предметно-пространственной среды. • Организация центров профориентации (лабораторий) в группах, подбор материала для их наполнения. |
|
Задача № 3 |
|
|
|
Мероприятие № 1 Образовательный модуль цель: ознакомление детей с выбранными в рамках реализации Проекта профессиями. |
постоянно |
Организована образовательная деятельность, направленная на ознакомление детей с профессиями. Оформлен материал для сюжетно-ролевых игр. Дети получают ответ на вопросы: • что я знаю про данную профессию (оборудование, профессиональные навыки, где могут работать, основы производственного процесса и т.д.) |
|
Мероприятие № 2 Инструментальный модуль Цель: формирование первоначальных навыков по выбранной профессии |
постоянно |
Дети знают какие инструменты и оборудование необходимы для выполнения профессиональных обязанностей |
|
Мероприятие № 3 Организация игровой, исследовательской, экспериментальной, проектной деятельности для практического освоения детьми выбранной профессии.
|
постоянно |
Вовлечение воспитанников в «профессиональные пробы». Дошкольники владеют навыками по выбранной профессии, знают и умеют пользоваться оборудованием и инструментами, необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей. |
|
Мероприятие № 4 Внутренний чемпионата «Babyskills» |
постоянно |
Проведение внутреннего чемпионата «Babyskills» |
|
Мероприятие № 5 Организация игрового чемпионата BаbySkills по одной или нескольким профессиям в зависимости от выявленных в ходе предыдущих этапов предпочтений детей. Предполагает ежегодное расширение компетенций.
|
Ноябрь 2021 г. I чемпионат Ноябрь 2022 г II чемпионат Ноябрь 2023 г III чемпионат |
Проведение игрового чемпионата «Babyskills» |
|
Мероприятие № 6 Мониторинговые исследования, анкетирование родителей. |
Декабрь 2021 г. Декабрь 2022 г. Декабрь 2023 г |
Анализ итогового мониторинга возможных достижений воспитанников и результатов анкетирования родителей. |
|
Предполагаемые результаты |
1. Разработан алгоритм знакомства детей с профессиями на основе навигатора профессий. 2. Внедрены инновационные технологии в образовательной деятельности с детьми. 3. Созданы условия для проведения игрового чемпионата «BаbySkills». 4. У дошкольников сформированы профориентационные представления о профессиях и элементарные профессиональные навыки, сформировано позитивное отношение к миру профессий. 5. Сформированы индивидуальные траектории развития детей по профессиональным направлениям. 6. Разработаны детско-родительские проекты по ознакомлению с профессиями. 7. Родители (законные представители) активно включены в образовательную деятельность. |
||
Критерии оценки предполагаемых результатов |
• Опросник для воспитанников. • Анкета для родителей |
||
Кадровое обеспечение проекта |
- Администрация детского сада; - педагоги детского сада; - специалисты детского сада; - родительская общественность; - социальные партнеры. |
||
Финансовое обеспечение проекта: источники и объемы финансирования (бюджетное, внебюджетное) |
Финансирование учредителем – АК «АЛРОСА» (ПАО) и МО «Мирнинский район» РС(Я) в рамках утвержденного бюджета АН ДОО «Алмазик». Добровольные пожертвования частных лиц (педагогические работники, родители воспитанников). |